Аюрведа

 

Хотите получить индивидуальную консультацию о питании и ведении здорового образа жизни индивидуально для Вас? Подбор диеты, препаратов и упражнений, тогда Вам  СЮДА

 

 

Аюрведа, что означает  "наука о жизни", описывает  абсолютное здоровье как состояние, в котором ум, тело и дух находится в совершенном балансе.
В современном мире с высоким уровнем стресса, недостатком сна, едой на ходу, интенсивной работой очень легко потерять баланс систем нашего организма. Все дисбалансы проявляют себя в форме расстройств и недомоганий. Поверхностный подход к лечению заболевания - употребление таблеток и кратковременное устранение симптомов - не является должным решением. К тому же, к сожалению, приходится признать, что многие предписанные лекарства имеют нежелательные, а подчас и опасные побочные эффекты.
Если Вы один из многих тысяч людей, ищущих естественный, безопасный и эффективный подход к улучшению здоровья, добро пожаловать в мир Аюрведы! Система оздоровления - Аюрведа - живая, целостная и полностью естественная как никогда актуальная сегодня в мире.
Аюрведа не обещает немедленного устранения проблем. Ее мягкий и целостный подход состоит в том,чтобы устранить саму причину дисбаланса, а не поверхностные симптомы. Она возлагает ответственность за Ваше хорошее самочувствие именно на того, кто действительно ответствене, - на Вас. И если Вы признаете за собой такую ответственность, Вашим вознаграждением будут долговременные положительные результаты, растущие и накапливающиеся день за днем. 


ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ЖИЗНИ

Аюрведа считает человеческую жизнь целостным сочетанием четырех аспектов, присущих человеку: атмы (души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Каждый из четырех аспектов выполняет собственные функции и вносит вклад в общее, которое мы называем жизнью. Аюрведа ставит целью поддержание между ними сбалансированных, всесторонних отношений. Физический, ментальный или эмоциональный дисбаланс возникает тогда, когда нарушается связь между этими сторонами жизни человека.

АТМА (душа)

В аюрведических текстах говорится, что для того, чтобы лучше понять свой организм, мы должны сначала постигнуть, что такое чувства, как работают органы чувств и какова их роль в защите и питании тела. Знание чувств достигается пониманием природы ума и того, как он контролирует чувственное восприятие. Однако мы не можем приблизиться к пониманию всей сложности человеческого разума, пока мы не постигнем атму, тот Разум, который направляет и мотивирует нас и нашу жизнь.
Душа (дживатма) — это свойство внутренней разумности, которое наделяет нас способностью к осознаванию себя как индивидуальности. Можно считать ее личной, тонко настроенной системой ориентации, которая ведет нас по жизни в соответствии с нашей судьбой.
Душа связана с Параматмой («универсальная Душой»), которая является ее источником и которая считается Абсолютным Сознанием. 
Будучи уникальной манифестацией универсального разума, каждая душа имеет четкий набор предпочтений и склонностей. Эти внутренние тенденции ведут душу к достижению ее цели. А конечной целью каждой души является сознательное воссоединение с ее источником.
Дхарма — термин, который используется в Аюрведе для описания особой цели души и ее пути. Внутренние склонности каждой души заставляют ее делать выбор, соответствующий ее дхарме. Присущее душе сильное желание воссоединить части жизни с ее основой, с Целым, движет человеческую жизнь по пути прогресса и эволюции. Жизнь, которую человек живет в согласии с дхармой, — это жизнь в гармонии.
Самый очевидный признак того, что человек живет в согласии со своей дхармой, — это радость от выполнения тех вещей, которые наиболее близки к цели нашей души. Поскольку увеличивающаяся радость говорит нам о том, что дхарма (цель жизни) — близко, душа всегда способна различать разные свои переживания. Она выбирает то, что приносит больше счастья, знаний и удовлетворения, при этом избегая того, что приносит боль и чувство потери.

МАНАС (ум)
Здоровье и болезни, счастье и несчастье, использование нашего творческого потенциала или пренебрежение им — все это целиком зарождается в уме и является следствием его состояния. Хотя душа — «направляющая» жизни, которая тихо ведет к конечной цели, чувства и тело контролирует ум, именно ум определяет, для чего они используются — для улучшения жизни или ее ухудшения. Ум, в конечном итоге, отвечает за поддержание гармонии между разными аспектами человеческой жизни и универсальным разумом, который гармонично управляет всей жизнью. Поэтому аюрведа считает ум центральным аспектом жизни.
Качества ума зависят от сочетания трех гун, которые управляют его состояниями.
Саттва вызывает стремление к познанию, а также наделяет способностью к творчеству, мышлению и воображению. Она проявляется в виде любопытства, тяги и вдохновения.

Раджас вызывает действие, инициативу и мотивацию и проявляет себя как способность к организации и реализации чего-либо на физическом плане.

Тамас дает способность к завершению всего, что было задумано под влиянием саттвы и реализовано с помощью раджаса.
Каждая из гун играет важную роль в деятельности ума и вносит свой вклад в общее дело. При этом пропорции, в которых проявляются гуны, неодинаковы. У каждого человека существует природное, врожденное соотношение гун, которое поддерживает баланс всех жизненных процессов и обеспечивает эволюцию.
Преобладание саттвы в уме жизненно необходимо для счастья и здоровья. Это наиважнейшее условие того, что жизнь будет развиваться в прогрессивном направлении.
Состояние баланса гун зависит от соотношения стимулов, которые воздействуют на ум. Существует три источника этих стимулов. Часть стимулов рождается непосредственно в уме и имеет отношение к качеству мыслей и эмоций, которые становятся объектом нашего внимания. Другая часть поступает через органы чувств (индрии). Третья — исходит от тела (шариры) и зависит от того, что мы едим и пьем. То, что мы воспринимаем через органы чувств, а также пищу и питье, мы можем сознательно контролировать. Это — наш выбор.
Любой стимул — ментальный, чувственный и физический — может влиять на ум преимущественно саттвичным, раджастичным или тамастичным образом. 
Раджастичными являются все стимулы, поддерживающие ум в деятельном состоянии. Когда таких стимулов слишком много, ум не может успокоиться и теряет тонкую связь со своим источником — атмой, чья природа — мирная, творческая и целостная (многогранная).
Излишне возбужденное состояние ума может возникнуть вследствие потребления острой, пряной и жареной пищи, большого количества кофе и других напитков, содержащих стимуляторы. Оно может появляться также в том случае, если человек ест в спешке или переносит большие физические нагрузки. Раджас возбуждается, когда человек много смотрит телевизор или часто слушает громкую стимулирующую музыку. Постоянный круговорот мыслей и интенсивные чувства также плохо сказываются на состоянии ума.
Избыток стимулов тамастичной природы вызывает появление тяжести, тупости и инертности ума. 
Саттвичный ум выбирает то, что способствует росту и удовлетворению, так как всегда сохраняет связь со своим чистым и ясным источником. Ему свойственно знание природы вещей. Раджастичный ум нестабилен, и даже зная о том, что ему необходимо, отклоняется от прямого пути. Господство тамаса приводит к полному забвению того, что есть хорошо. Ум погружается в мысли и действия, имеющие разрушительный эффект.
Поскольку поведение и реакции, подрывающие наше счастье и здоровье, зарождаются в манасе, в начале каждого осмотра аюрведический врач старается оценить состояние ума пациента. Часто хорошим указанием на преобладающее качество ума служит отношение больного к процессу лечения.
Люди саттвы на приеме у врача расслаблены и готовы сотрудничать. Они спокойно и ясно описывают свои симптомы. Можно рассчитывать, что эти люди будут следовать врачебным предписаниям. Они проявляют любопытство по поводу своей болезни, ее причин и того, как функционирует тело. Люди саттвы склонны принимать на себя ответственность за свое здоровье и не слишком сильно полагаются на врачей и лекарства.
Пациенты с преобладанием раджаса преувеличивают свои симптомы, им сопутствует аура нетерпения и отчаяния. Они чаще становятся зависимыми от докторов и лекарств и могут в поисках облегчения перебегать от врача к врачу. Эти больные стремятся настолько тщательно следовать предписаниям, что постоянно звонят по телефону, желая уточнить детали.
Люди с тамастичным умом не могут ясно описать свои симптомы. Они пребывают в замешательстве, менее склонны к сотрудничеству и могут забыть о предписаниях. Даже если они запомнят или запишут советы врача, они скажут, что не могут самостоятельно выполнить процедуры, или опишут какие­либо препятствующие этому обстоятельства. По сути, они слишком тупы, чтобы хорошо разглядеть путь к здоровью и устойчиво следовать этому пути.

ИНДРИИ (чувства)
Индрии собирают информацию о внешнем мире. Вся собранная чувствами информация надлежащего качества и количества развивает и питает ум. Информация низкого качества порождает дисгармонию — как в уме, так и в физическом теле.
Согласно аюрведе, после потери знания (праджня апарадха), неправильное использование чувств и неверный выбор их объектов является второй из трех главных причин болезни. Существуют три пути злоупотребления чувствами. Прежде всего это избыточная сенсорная (чувственная) стимуляция. Мы подвергаемся избыточной стимуляции, когда слушаем слишком громкую музыку, живем среди шума, часами смотрим телевизор или сидим за компьютером. Слишком много разговоров или чтения также могут перегрузить чувства.
Недостаточность впечатлений — второй путь неправильного использования органов чувств, который включает все ситуации с дефицитом чувственного восприятия. Явным примером такого нарушения являются сезонные аффективные расстройства. Этот синдром встречается в зимнее время и северных странах, где мало солнечного света. Возникают депрессии. Другой пример — изоляция в одиночестве, например в тюрьме. Хорошо известно, что при изоляции возникает сильное возбуждение и ментальный дисбаланс.
Третьим типом злоупотребления являются чувственные восприятия, которые эмоционально или морально неприемлемы. Когда мы видим или слышим что­то, что нас расстраивает, это нарушает баланс между душой и телом. Например, кино и телевидение, которые в наши дни изобилуют сценами эмоционального и физического насилия, наполняют атмосферу сильным «отрицательным» зарядом, повреждающим нервную систему. Подчеркиваю: эти впечатления не только являются болезненными, ослабляют координацию между умом и телом, но наносят прямой физический вред.
Если чувства бодрствуют, действуют слаженно и используются правильно, они содействуют крепкому здоровью. Для того, чтобы оценить качество деятельности чувств, достаточно посмотреть, как на них влияют тело и ум.
Физические болезни могут нарушать чувственное восприятие, вмешиваясь в работу соответствующих органов. Например, при простуде у нас заложены уши и нос, поэтому мы не можем правильно воспринимать запах, звук и вкус.
Отрицательное влияние ума на чувства.
Раджастичный ум часто предпочитает чувственные впечатления, наносящие вред восприятию, такие как, например, громкая музыка, перегружающая слуховой механизм. Кроме качества самих стимулов, воздействующих на слуховой аппарат, диапазон чувствительности также определяется качеством ума. Тамас притупляет чувствительность, в результате чего чувства передают искаженную или неполную информацию о теле и окружающей среде.
Если ум пребывает в саттвичном состоянии, чувства работают как хорошо настроенные передатчики — приемники информации, которая течет в двух направлениях — от среды к телу и от тела в окружающую среду. Под руководством души саттвичный ум выбирает такую пищу и стимулы, которые защищают, питают, усиливают аспекты жизни и их взаимосвязи. Аюрведа считает, что такой энергичный и целостный режим работы ума является основой здоровья и счастья.

ШАРИРА (тело)
Шарира, или тело, является четвертым базовым аспектом жизни. Аюрведа не считает шариру сколь­-нибудь важнее тонких аспектов человеческой жизни — атмы, манаса и индрии. Тем не менее она рассматривает тело как проводник, с помощью которого мы можем влиять на другие аспекты и их взаимосвязи.

 

6 СТАДИЙ БОЛЕЗНИ В АЮРВЕДЕ: КАК РАСПОЗНАТЬ ДИСБАЛАНС

Система диагностики в Аюрведе состоит из шести ступеней и называется Крийа кала (действие времени). Первые 4 ступени позволяют распознать и ликвидировать заболевание прежде, чем оно приобретет клинические симптомы, когда мы обычно понимаем, что срочно надо обратиться к врачу.

1. Сансайа (накапливание).

В результате неправильной диеты, эмоциональных стрессов и влияния прочих факторов снижается Агни, организм теряет свои защитные функции, начинает формироваться ама, что приводит к плохому обмену веществ. Все это мешает балансу дош. Изначально каждая доша «живет» в определенной области тела: Вата – в уме и сердце, Питта – в тонком кишечнике, крови, печени, коже, Капха – в желудке, легких и суставах. На первой стадии доши начинают увеличиваться на своих местах. И этот дисбаланс уже можно почувствовать.

Как проявляется:
Чаще всего проблемы Ваты проявляются в ощущении полноты ниже пупка, перепадах настроения, большой усталости во второй половине дня, беспокойном сне.
Если в дисгармонию приходит Питта, то может немного повыситься температура тела, появиться раздражительность, чрезмерное беспокойство о финансах.
Об увеличении Капхи сигнализирует тяжесть в желудке, бедрах и ногах, нежелание что-то делать и вообще вставать по утрам, тяга к сладкому.

2. Пракопа (рост).

Если не предпринять никаких мер, то процесс перерастет в следующую стадию, когда накопленные доши начнут раздражать местные ткани и наносить вред организму. Появляются слабые физические и психические симптомы, но пока не конкретное заболевание, поэтому процесс все еще можно обратить вспять.

Как проявляется:
Если хочется много говорить, не слушая других, мышцы лица находятся в постоянном напряжении, громкие звуки режут ухо и появляется отвращение к холодным напиткам и еде, дискомфорт в желудке и обостряются старые травмы – значит, нужно задуматься о балансе Ваты.
Осложнение с Питтой проявятся в увеличенной жажде, жжением в пищеводе, кислом вкусе во рту, повышенной злости и критичности, а также тяге к алкогольным напиткам.
Капха заявляет о своем дисбалансе снижением аппетита, увеличением выделений из носа, глаз и ушей, общей тяжестью, страстью к накопительству и жадностью.

3. Прасара (распространение).

Далее увеличенная доша начинает распространяться по всему телу. На этом этапе все еще нет классических симптомов. И если прогрессирующая доша не успеет укрепиться в ткани, предрасположенной к заболеваниям, проблему можно решить. Следует также отметить, что из трех дош только Вата обладает способностью двигаться. Питта и Капха не имеют такой способности и увеличиваются только в своей области.

Как проявляется:
Распознать «путешествующую» Вату можно по снижению трудоспособности, забывчивости, страху, вздутию кишечника.
Когда продолжает развиваться Питта, появляется неудовлетворенность, чрезмерное потоотделение, мышечная усталость, обесцвечиваются кал или моча.
Капха проявляет себя через тошноту, сонливость, бледность и медленное пищеварение.

4. Стханасамсрая (локализация).

В конечном счете, гипертрофированная доша начинает отражаться в симптомах заболевания. Наиболее активно она себя проявляет в самом уязвимом месте организма. Слабое место может быть обусловлено генетическим заболеванием или быть приобретенным в результате предыдущей болезни или травмы. То есть у одних дисбаланс проявится головной болью, у вторых – камнями в почках, у третьих – артрозом суставов.
На этом этапе увеличенная доша смешивается с тканями на клеточном уровне, появляются физические признаки заболевания. То есть болезнь только начинает проявляться, хотя она уже полностью развилась.

Как проявляется:
Симптомы Вата на этой стадии: слабость, сильная боль, отеки, проблемы с ЖКТ, чувство страха и бессонница.
Питта изменяет цвет кожи, ногтей, мочи и кала, появляются акне, сыпь, повышенная жажда, головокружение, злость.
Капха оборачивается избытком жира на коже и волосах, отеками, слабостью суставов, сонливостью, увеличением веса, невнимательностью.

5. Вьякти (проявления).

Когда четвертый этап завершен, появляются симптомы, характерные для того или иного заболевания. Как правило, тогда люди понимают, что с ними что-то не так и обращаются к врачу. На этом этапе часто уже можно поставить конкретный диагноз.

6. Бхеда (необратимые изменения и осложнения).

На данной стадии болезнь дает осложнения. Она уже практически неизлечима и может повлечь за собой другие проблемы.

🌿Согласно Аюрведе, легче лечить избыток дош, когда они находятся еще на своих местах, на 1–2 стадиях. Но даже на 4-м этапе лечение очень эффективно, потому что пока еще сохраняется мощная защитная энергия. В двух заключительных этапах, где проявляется и созревает болезнь (этапы 5 и 6), остановить ее становится чрезвычайно трудно, но поддерживающее лечение все еще возможно.

 

    

 

 


Дханвантари - врач богов, изображаемый в белой одежде, с чашей дарующего бессмертие напитка амрита.

Известное древнеарийское предание говорит о боге врачевания Дханвантари, который 25 тысячелетий назад принес на Землю мудрость Аюрведы. Было предсказано, что Дханвантари вновь воплотится на Земле. Он будет приходить всякий раз, когда люди, забыв свою истинную природу и естественный закон существования, начнут страдать от болезней.

Дханвантари был самым первым врачом и хирургом не только в Индии, но и на всем земном шаре.

Лечение его базировалось на постулатах ведических знаний и традиций. Он был также первым врачом открывшим антисептические свойства куркумы и лечебные свойства соли.

Будучи искусным и опытным врачом по стандартам его времени, его считают основоположником современной медицины и пластической хирургии. Хотя, его методы были на много болезненнее современных, и использовались в крайних случаях, например при тяжелых ранениях на войне.

Все его операции проводились без анестезии и, несмотря на эти по сути дела грубые и незрелые методы, его пациенты, как правило, всегда поправлялись.

Существует мнение, что он является первым учителем Суршрута, отца Аюрведической хирургии.

Легенда

Прошло множество веков, и Дханвантари воплотился как раджа Диводаса, родившись в царской семье в святом городе Бенарес (Варанаси). "Однажды к обители Диводасы пришли Вайтарана, Сушрута, Каравирья и другие мудрецы, и сказали: "Наши сердца погружены в печаль при виде людей, страдающих от физических и умственных болезней. Чтобы изгнать болезни и вернуть им здоровье и благополучие, для блага всех живущих существ, научи нас Аюрведе, знанием которой ты обладаешь в совершенстве. Мы готовы стать твоими преданными учениками". И Диводаса ответил: "Входите, будьте моими сыновьями, и я обучу вас. Ибо я, Дханвантари, избавивший живых существ от старости, болезней и смерти, вновь появился на Земле для того, чтобы открыть вам среди остальных ветвей Аюрведы Шалья-чикитсу". (Сушрута самхита, Сутрастхана, 1.13-14, 22).

Предание говорит о том, как Диводаса передал знание своим ученикам, разделив его на восемь частей для того, чтобы его легче было запомнить. Его ученики, называвшие себя дханвантарьи или последователи Дханвантари, развили и сформулировали в канонах знание, полученное от своего учителя. Лучшим среди дханвантарьев был Сушрута, о мудрости и мастерстве которого сложены легенды. Он составил трактат, текст которого первоначально передавался из уст в уста, от учителя к ученику. Прошло множество веков, и память людская начала слабеть. Тогда текст начали записывать под именем его первого составителя. Фрагменты этих шлок и упоминания о них можно встретить в более поздних трудах комментаторов. И лишь на рубеже I-II веков н.э. была восстановлена, записана, отредактирована и дополнена "Сушрута Самхита", которая доступна современному читателю. Преемником древнего знания стал другой Сушрута, происходивший из семьи потомственных вайдьев и названный родителями в честь великого ученика Дханвантари.

Сушрута Младший был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он не только восстановил "Сушрута самхиту", но и основал школу, в которой сотни учеников постигали науку Шалья-чикитсы. Существует множество исторических свидетельств того, что школа Сушруты славилась далеко за пределами Индии. Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова - секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера - способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно лишь предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции по восстановлению искалеченных носов, ушей и губ. И именно "Сушрута Самхиту" считают трактатом, наиболее точно передающим "Дханвантари Самхиту" - самый первый, изначальный источник Аюрведы.