СТАТЬИ

Амалаки

Это растение самое знаменитое и в древней, и в современной аюрведической медицине. Благодаря проведенным за последние 20 лет клиническим исследованиям, оно стало растением-сенсацией в западной фармакологии. Иногда его называют «индийский крыжовник», на санскрите оно называется «амалаки», на хинди «амла», на английском - EmbIic Myгobalan. Амла поистине является даром Бога!

В переводе с санскрита амалакu - означает «сиделка»: это растение подобно по своим целебным свойствам сиделке или матери. В медицине используются его ягоды в высушенном и свежем состоянии, цветы, побеги, кора, семена.

Амла, являясь с древних времен одним из целебнейших растений, известна большинству индийцев благодаря своему широкому применению в индийской традиционной медицине, а также тому, что она встречается повсюду в лесах большинства районов Индии и даже на высоте до 1500 м в Гималаях.

В северной Индии это растение называют амла, аоула или аонла, в западной Бенгалии и Ориссе –амалаки, в Тамил Наду – топпи или нелликкай, в Махараштре – aвалкати. Конечно, многие из городских жителей могут и не узнать его по виду, но с благодарностью используют его огромные лечебные свойства.

Плод амалаки - один из самых богатых естественных источников витамина С, он содержит до 800 мг на100 г мякоти. Это приблизительно в 20 раз больше чем, содержится в апельсинах, в 1,5 раза больше, чем в свежих плодах шиповника. Это растение содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Это повышает устойчивость витамина С, который сохраняется в высушенном виде и эликсире до трех лет.

Амалаки обладает выраженными антиоксидантными свойствами, повышает гемоглобин, регулирует уровень сахара и холестерина, способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и зубы, имеет омолаживающий, противовоспалительный и адаптогенный эффект. Амалаки обладает иммуномодулирующим эффектом. Обычная активизация иммунитета не всегда благоприятна, так как существует группа болезней, связанных с аутоиммунной агрессией: бронхиальная астма, инсулинозависимый сахарный диабет, гломерулонефрит, псориаз и другие. Амалаки приводит иммунную систему в равновесие и нормализует состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию важнейших гормональных органов: щитовидной, поджелудочной, вилочковой желез, надпочечников, половой системы. Амалаки эффективно очищает кровь от токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой, и от амы (продуктов неполного метаболизма).

Амалаки используется при лечении язвенных заболеваний, анорексии, при расстройствах мочеполовой системы, при лихорадке, применяется как афродизиак и питательный тоник. Она рекомендуется для профилактики заболеваний сердца, инсультов, при воспалении дыхательных путей. Амалаки регенерирует клетки, увеличивает количество кровяных телец, улучшает зрение, останавливает кровотечение из десен, улучшает качество и энергетику репродуктивной жидкости.

Амалаки входит во все омолаживающие составы (расаяны). Сиддхи, изучающие науку бессмертия, считали, что применение амалаки в виде джемов, напитков, в свежем виде, дарует молодость телу, свежесть чувствам, ясность уму. Амалаки защищает от инфекций, всевозможных паразитов, и поэтому ее называют «броня, подаренная Вселенной». Это растение обладает такой мошной энергетикой, что уничтожает программы самоуничтожения, которые формируются в человеке под воздействием различных факторов, и усиливает волю к жизни и ощущение радости жизни.

Амалаки (амла) является главным компонентом аюрведического тоника Чаванпраш и препарата Трифала. Амалаки незаменимое средство для восстановления сил после болезни, тяжелых операций, родов. Американские космонавты после полетов ежедневно пьют сок из амалаки.

Во всех аюрведических лавках продается варенье из амалаки, которое Мирче Элиаде, исследователь древних ведических традиций, назвал «алхимическим джемом вечной молодости».

Семена амалаки, истолченные до порошкообразного состояния, предписываются при астме, бронхите и катаре.

Амалаки с соком лимона помогает при острой бактериальной дизентерии. Джем из амалаки прекрасно очищает кровь. Настой из амалаки способствует укреплению всех кровеносных сосудов, препятствует преждевременному старению кожи и хрящей, оказывает противоопухолевое действие.

В качестве тоника принимайте 0,5 чайной ложки порошка плодов амалаки с теплой водой. Это рекомендуется и для молодых и пожилых людей. Это средство укрепляет память, синхронизирует работу правого и левого полушарий, гармонизирует работу гипофиза и питает нейроны мозга, что улучшает интеллектуальные способности.


Характеристика растения и применение его компонентов в медицине


Амла - это небольшое деревце с корой зелёно-серого цвета с чешуйчатым покровом. Крона у него светло-зелёная, негустая, листья мелкие, изящные, немного заострённые. Ещё одной особенностью амлы является то, что во время листопада вместе с листьями опадают и сами ветки.

Цветы амлы ничем не примечательны, зеленовато-жёлтые. Растут они соцветиями под листьями на нижних частях ветвей и появляются в марте-мае.

Плоды амлы - бледно-жёлтые, иногда зеленовато-жёлтые, сочные и прозрачные, шарообразные, диаметром меньше дюйма, созревают в период от ноября до февраля.

Многим неизвестен тот факт, что плоды амлы являются важным источником пищи для многочисленных племён в Индии. Ещё одним интересным аспектом является то, что не только плоды, но и листья, цветы, семена, кора и корни этого дерева обладают целебными свойствами.

Свежие плоды амлы имеют кислый вкус, они обладают мочегонным эффектом, а также свойствами слабительного охлаждающего средства; кроме того, они содействуют пищеварению и имеют ветрогонные свойства. Сушёные плоды амлы также имеют кислый вкус, они обладают вяжущими свойствами; кораамлы также действует как вяжущее средство. Цветы же имеют охлаждающее воздействие и эффект слабительного.

Некоторые из несложных применений амлы в буквальном смысле открывают глаза. Настойка из семян используется для промывания глаз при конъюктивите и других заболеваниях глаз. Замоченные же на ночь в новом глиняном горшке сушёные плоды амлы дают настойку, применяемую для промывания глаз при офтальмии.

Плоды амлы используются для лечения самых разных заболеваний. Сок крыжовника, с примесью гхи, или топленого масла, действует как хороший тоник, а сироп из этого сока, смешанный с мёдом и изюмом, приятен как охлаждающий напиток, имеющий мочегонные свойства. Сок амлы, смешанный с сахаром, уменьшает жжение при воспалении родовых путей у женщины. Из плодов амлы можно даже сварить вкусное варенье или делать сладости. Эти заготовки будут полезны при целом ряде недомоганий: учащённом сердцебиении, запоре, желчности или анорексии.

Семена амлы также имеют ряд применений. Растолчённые в порошок, смешанные с красным сандаловым деревом (Pterocaгpus santalinus) и с мёдом, они применяются в случаях тошноты и рвоты. Семена амлы можно сжечь, растереть в порошок и, смешав с маслом, прикладывать при чесотке.

Размельчённые зелёные свежие листья амлы, просто смешанные с кефиром, помогают при несварении желудка и поносе. Сок листьев приносит облегчение и при язвах. Сок коры амлы, сметанный с мёдом и куркумой, помогает при лечении заразных инфекций слизистой оболочки

генитального тракта. Кора корня, смешанная с мёдом, если ею протереть белые язвочки на слизистой оболочке рта, помогает их удалению. Ферментированная настойка из корня помогает при желтухе и диспепсии.


И, наконец, следует отметить, что амла находит применение во всех индийских системах медицины, будь это Аюрведа, Сиддха или Упани. Она пользуется таким спросом, что многие компании её культивируют.

Препарат Амалаки


По материалам статей из книги С.М. Неаполитанского « Аюрведа на каждый день», а также статьи Пушта К. Джайна «Амла» из журнала«Аюрведа – наука жизни»

Специи и пряности, их целебные свойства и применения

 

                                            П И Щ А   Д Л Я   З Д О Р О В Ь Я


Здесь приведены некоторые полезные рекомендации и советы, однако, не могут быть заменой консультации у квалифицированного врача. Иногда вам встретятся различные рекомендации и подходы к одним и тем же патологическим состояниям, например таким, как простуда или обильное газообразование. Это обусловлено тем, что в аюрведе каждый человек считается уникальным и подход к лечению одного и того же заболевания у разных людей будет разным. Поэтому выбирайте то, что подходит именно вам.

 

 

Гвоздика

Имеет острый, горький вкус, оказывает согревающий  эффект, обладает острым випаком. Ее острота увеличивает питту, но уменьшает вату и капху. Это хорошее средство для стимуляции пищеварения, она оказывает положительное действие при застое в пазухах носа и заложенности бронхиального дерева.

  1. Смесь ч.л. меда с щепоткой молотой гвоздики помогает при простуде или кашле.
  2. Просто жевать одну гвоздичку повышает пищеварение.
  3. Медленно сьеденная смесь из щепотки молотой гвоздики, такого же количества кардамона, 1/2 ч.л. молотого корня солодки и ч.л. меда поможет при охриплости голоса.

Горчичное семя

 

Коричневые или черные семена горцицы имеют острый вкус, оказывают согревающее действие, обладают острым випаком. Они успокаивают вату и капху, но возбуждают питту, если использовать в избытке. Наиболее сильное действие семян горчицы проявляется при лечении бронхиальной системы. Они также очень полезны при вывихах и болях и лечении глистных инвазий. Горчица также способствует пищеварению. Горчичное масло обладает сильным запахом и оказывает согревающее действие, поэтому больше всего подходит к употреблению в холодном климате. Если вы готовите на горчичном масле, то другие вкусы подавляются. Желтые семена горчицы обладают подобными, но менее выраженнами свойствами.

  1. При бронхиальной астме попробуйте принимать 2-3 раза в день натощак 1 ч.л. горчичного масла из горичневых семян, смешанного с 1 ч.л. натурального сахара. Можно также попробывать чай, заваренный из четверти ч.л. молотых семян горчицы и такого же количества пиппали или черного перца, с 1-2 ч.л. меда. Втирание горчичного масла в грудную клетку также может принести некоторое облегчение.
  2. При продолжительном кашле смешайте по 1/2 ч.л. молотые семена горчицы, порошок имбиря с ч.л. меда и медленно сьеште. Принимать 2-3 раза в день.
  3. При кожном зуде смажьте соответствующие участки горчичным маслом за час до купания. Однако не пользуйтесь этим средством для чувствительных тканей в области гениталий или сосков.

Имбирь


Корень свежего имбиря имеет острый вкус, оказывает согревающее действие, обладает сладким випаком. Хотя он и действует уравновешивающе на все три доши,людям питта-конституции следует употреблять его в очень умеренных количествах. С другой стороны, сухой имбирь имеет остры вкус, согревающее действие, но обладает острым випаком. Он успокавает вату и капху,но питту может возбуждать больше, чем свежий имбирь. Эта разница в производимом эффекте обусловлена различным эффектом после переваривания (випаком) имбиря свежего и высушенного.

  1. Имбирь в любом виде зажигает пищеварительный огонь, улучшая переваривание пищи, всасывание питательных веществ и их усвоение. Имбирь улучшает циркуляцию, устраняет закупорки, помогает разрушению тромбов, чем способствует предотвращению сердечных приступов. Это хорошее домашнее средство при простудах, кашле и респираторной одышке.
  2. Если за 10 мин до еды пожевать небольшой кусочек свежего имбиря с щепоткой соли, это возбудит аппетит и стимулирует агни.
  3. Смесь из ч.л. сока свежего имбиря и ч.л. лаймового (лимонного) сока, принятая после обеда, поможет пищеварению. Это средство также действует как ветрогонное, послабляющее и устраняет боли в нижней части живота.

 Кардамон


Имеет сладкий, острый вкус, охлаждающее действие, острый випак. Он уменьшает вату и капху и в избытке увеличивает питту. Он полезен при кашле, дыхательной недостаточности, жжении при мочеиспускании и геморрое. Кардамон способствует пищеварению и улучшает вкус пищи.

  1. Стакан горячего молока с 1/2 ч.л. гхи и щепоткой кардамона и асафетиды помогает при половой слабости.
  2. Уменьшению кровотечений и кровоточивости поможет прием смеси из щепотки кардамона и такого же количества шафрана и мускатного ореха,смешанных с 1/2 ч.л. меда и ч.л. сока алоэ. Принимать 2 раза в день.
  3. При кашле и одышке на фоне дыхательной недостаточности может помочь употребление смеси из щепотки кардамона, щепотки каменной соли, чайной ложки гхи и 1/2 ч.л. меда. Этот состав следует медленно слизывать с ложки.

Кориандр


Имеет сдадкий, вяжущий вкус, оказывает охлаждающее действие, обладает сладким випаком. Он подходит всем трем дошам. Кориандр улучшает пищеварение,у меньшает лихорадку и действует как диуретик.

     Примечание: нижеследующие рекомендации имеют в виду семена кориандра, кинзы тоже имеет подобный, хотя и более слабый эффект.

  1. При ощущение жжения в мочеиспускательном канале или повышенной жжажде возьмите ч.л. семян кориандра и по 1/2 ч.л. амалаки и сахара. Залейте стаканом кипящей воды и оставьте настаиваться на ночь. Выпейте сразу после пробуждения.
  2. Состояние, вызванные высокой питтой, такие как сыпь, крапивница и тошнота, можно облегчить, выпивая 2 раза в день настой из 1 ч.л. кориандра, 1/2 ч.л. кумина и 1 ч.л. натурального сахара в стакане горячего молока.
  3. Для лечения коньюктивита приготовьте следующий состав для промывания глаз. Настаиваете 1 ч.л. семян кориандра в стакане кипящей воды не менее 15 минут. Тщательно процедите и остудите. Промойте глаза этим настоем. (Он может храниться в холодильнике 2-3 дня)

 

 Кумин


Семена с ароматным запахом, хорошо  действует на все  три доши. Кумин часто употребляется в аюрведической кулинарии благодаря своему, только ему присущему вкусу и чудесным лечебным свойствам. При "любых" жалобах по поводу расстройства пищеварения можно просто сказать: "Закрой глаза и сьешь кумин!". Кумин разжигает пищеварительный огонь и улучшаетвсасывание минеральных веществ в кишечнике. Он действует как ветрогонное и может оказывать мягкое болеутоляющее действие. Кумин может уменьшить боль в животе, тошноту и диарею, а также способствует восстановлению тканей.

  1. Чтобы снизить высокую температуру, смешайте равные количества семян кумина, кориандра и фенхеля, залейте  ч.л.  этой смеси стаканом кипятка, настаивайте 10 мин и затем выпейте.
  2. При болях в желудке сделайте смесь их 1/3 ч.л. молотого кумина, щепотки асафетиды и щепотки каменной соли. Тщательно разжуйте эту смесь и запейте стаканом теплой воды.
  3. При тошноте или расстройстве желудка облегчение принесет чай,приготовленный из 1 ч.л. семян кумина и щепотки молотого мускатного ореха,настоянного в 1 стакане кипятка в течение 10 мин.

Куркума

 

Свежий корень куркумы выглядит, как имбирь,но внутри он красного или желтого цвета. Красный корень называется кумкум и считается священным. Только желтый корень употребляется для приготовления пищи и в медицинских целях. Куркума - одно из лучших лечебных средств, применяемых в аюрведе. Она лечит человека в целом. Куркума имеет острый, горький, вяжущий вкус, оказывает согревающее действие, обладает острым випаком. Она может стимулировать вату, не возбуждая ее. Куркума способствует пищеварению, помогает поддерживать нормальную кишечную флору, уменьшает количество газов, имеет тонизирующие свойства и действует как антибиотик. Ею пользуются при кашле, ячмене, диабете, гемморое, порезах, ранах, ожогах и кожных заболеваниях. Куркума уменьшает состояние тревоги и воздействие стресса.

           Примечание: страдающим гипогликемией не следует употреблять куркуму в больших количествах, а лишь понемногу при приготовлении пищи.

  1. Имейте ввиду, что куркума оставляет желтые пятна на одежде и коже.
  2. При бронхите, сухости и першении в горле, тонзиллите и фарингите выпейте перед сном стакан горячего молока, вскипятив в нем ч.л. куркумы.
  3. При наружном геморрое смажьте соответствующие места перед сном смесью из 1/2 ч.л. куркумы с ч.л. гхи.
  4. При фиброзно-кистозной мастопатии приложите к груди на ночь пасту из 1/2 ч.л. куркумы и ч.л. теплого касторового масла. (Помните, что и кожа и одежда окрасятся в желтый цвет).
  5. Чтобы стабилизировать уровень сахара в крови при диабете, поместите порошок куркумы в капсулы (размером "00") и принимайте по 2 капсулы три раза в день за 5 минут до еды.

 

Мускатный орех


Имеет острый, горький вяжущий вкус, оказывает согревающий эффект, обладает острым випаком. Он увеличивает питту и уменьшает вату и капху. Мускатный орех улучшает вкус пищи. Он стимулирует пищеварение, ослабляет кашель, способствует сну и уменьшает боль.

  1. При головной боли приложите кашицу из мускатного ореха с водой к соответствующему участку.
  2. При бессоннице, перед тем как лечь в постель, нанесите однородную пасту из равных частей молотого мускатного ореха и гхи вокруг глаз и на лоб, а также выпейте стакан горячего молока с щепоточкой мускатного ореха. Это может вызвать запор, поэтому сразу после пробуждения рекомендуется выпить стакан отвара из 1/2 ч.л. трипхалы на стакан кипятка.
  3. При диарее испробуйте смесь 1/3 ч.л. мускатного ореха и одной 1 ч.л. теплого гхи .Принимать 2-3 раза в день, медленно слизывая с ложки.

Фенхель

 

Имеет сладкий, острый вкус, оказывает охлаждающее действие, обладает сладким випаком. Фенхель обладает маслянистыми свойствами, он успокаивающе действует на все три доши.Фенхель способствует пищеварению и имеет мочегонный эффект. Также он помогает при глистных инвазиях и приносит облегчение при геморрое.

  1. При расстройствах пищеварения жуйте по1/2 ч.л. семян фехеля и кумина после каждой трапезы.
  2. При острых возникшей диарее жуйте 2-3 раза в день смесь молотого фенхеля с порошком имбиря.
  3. При острых простудных заболеваниях, кашле и заложенности верхних дыхательных путей попробуйте жевать 2-3 раза в день слегка поджаренный молотый фенхель, добавив немного натурального сахара.

Черный перец

 

Имеет острый вкус, оказывает согревающий эффект, обладает острым випаком.

Он уменьшает вату и капху и увеличивает питту. Он полезен для пищеварения, при кашле, глистных инвазиях и благотворно действует на легкие и сердце.

  1. При охриплости голоса попробуйте медленно сьесть смесь из ч.л. гхи с 1/4 ч.л. молотого черного перца.
  2. При кашле попробуйте принимать после еды состав из 1 ч.л. меда с четвертью ч.л. молотого черного перца.
  3. При длительном повышении температуры принимайте 2-3 раза в день чай из ч.л. тулси (базилик) на стакан горячей воды с добавлением 1/4 ч.л. молотого перца и 1 ч.л. меда.

 

Шафран

 

Имеет сладкий, острый и горький вкус, оказывает охлаждающее действие, обладает сладким випаком. Он уравновешивает три доши и улучшает цвет и состояние кожи. В числе его многочисленных применений - очищение крови,детоксикация печени, тоник для нервной системы и скрдца, "разжижение" крови. Шафран усиливает половое чувство и увеличивает количество сперматозоидов. Он также применяется при кашле, простуде, заложенности и при геморрое.

  1. При половой слабости пейте стакан горячего молока с щепоткой шафрана.
  2. Пригеморрое принимайте внутрь 2 раза в день щепотку шафрана,1/4 ч.л. трипхалы и столовой ложкой геля алоэ.
  3. Чтобы ослабить некоторые из симтомов астмы и кашля, смешайте щепотку шафрана,1/2 ч.л. трикату и чайной ложкой меда и принимайте эту смесь 2-3 раза в день.
  4. При учащенном сердцебиении и боли в грудной клетке вскипятите по полстакана молока и воды вместе,добавив 2 щепотки шафрана и 1/2 ч.л. арджуны. Принимайте по 2-3 раза в день.
  5. Напиток,приготовленый из щепотки шафрана и 1/2 ч.л. брами (готу колап),вскипяченных в стакане молока,является прекрасным тоником для мозга.
  6. При коньективите закапывайте по 2 капли в каждый глаз однопроцентный раствор,приготовленный разведением розовой и шафранной воды дистиллированной водой. Шафранная вода готовиться замачиванием щепотки шафрана в 1/4 стакана воды в течение не менее 15 минут.

ВИТАМИНЫ  СОДЕРЖАЩИЕСЯ  В  СПЕЦИЯХ.
Асафетида
В1, В6

Имбирь
В6, С

Кардамон
В1, С, РР

Куркума
РР, D, С, В12

Кориандр
D, С, В1, В2, глюкоза

Кумин
В1, В2, В6

Манго
В1, В6, С (по содержанию С превосходит все цитрусовые)

Калинджи
А, В2

Фенхель
В1, В6, С, К, Е, каротин, глюкоза

Шамбала
D, А, С, В

Перец чили
В2, В6, С, Е, РР, Р, каротин (по содержанию С превосходит все 
овощи)

Горчица черная
В1, В2, С, D

Тамаринд
С

Мускатный орех
А, D, В1, В6

Шафран
В1, В2, каротин 

Рецепты аюрведической кухни

                                                               ИТАЛЬЯНСКИЙ ПЕСТО




• 1 большой пучок базилика, промытый и порезанный
• Горстка сырых кедровых орешков
• ¾ стакана твердого сыра, натертого
• ½ ч.л. асафетиды для запаха чеснока
• Несколько столовых ложек оливкового масла

КАК ГОТОВИТЬ?

1.Можно пойти двумя путями – путь классический – шинковать зелень, кедровые орешки и сыр огромным ножом до состояния мелкого-мелкого, либо воспользоваться средствами научно-технического прогресса – блендером либо кухонным комбайном. Главное нам добиться от ингредиентов состояния пасты.

2.Получив пасту, залейте ее двумя-тремя ложками оливкового масла, перемешайте и подавайте к столу!

Приятного аппетита!

                                                         МУТАР ПУЛАО

                                              Рис с зеленым горошком и сыром

 

Рисовые блюда под общим название пулао очень красивы на вид. Пулао выглядит так аппетитно благодаря различным добавкам. Некоторые повара кладут в него не менее дюжины различных продуктов, а иногда и больше.

МутапанирПромойте рис в холодной воде, замочите на 15 мин и дайте воде стечь. Нарежьте панир (адегейский сыр) на кубики по 2,5 см и обжарьте их на среднем огне, пока они не подрумянятся. Растворите куркуму и 2 ч.л. соли в чашке с теплой водой или сывороткой и положите туда для пропитки кубики панир. Добавте оставшуюся соль в воду для риса.

      Нагрейте топленое масло в кастрюле на среднем огне и жарьте в нем стручки кардамона и гвоздику не дольше 1 мин. Добавте рис и горошек и размешивайте еще несколько минут. Теперь влейте соленую воду в рис и быстро доведите до кипения. Один раз помешайте, уменьшить огонь и варите 20 мин под крышкой, не размешивая.

        Снимите крышку и дайте избытку воды испариться (2-3мин). Добавьте осушенные кубики панира и несколько кубиков масла (по желанию). Перед подачей на стол осторожно размешайте вилкой.  

 

2 чашки (350г) басмати или другого высококачественного риса с длинными зернами

200г прессованного панира,топленое масло или растительное для обжаривания панира

1ч.л. куркумы,

3 1/2ч.л.соли

2 ст.л. топленого масла

4 чашки(950мл) холодной воды

6 растолченных стручков кардамона

6 гвоздик

100г зеленого горошка,обваренного кипятком

1ст.л. сливочного масла


Время вымачивания - 15 мин

Время приготовления - 30 мин


   

Какова ваша пракрити? Описание дош.

                                                          ПРАКРИТИ  и  ВИКРИТИ

 

Пракрити буквально означает "первое творение". Она определяется в момент зачатия и относится к изначальной природе человека. Это уникальное сочетание качеств, которое делает каждого из нас совершенно неповторимым. Каждый из нас создан особым, только ему свойственным образом, но при этом мы являемся неотьемлемой частью Вселенной, которая нас породила. Определение вашей пракрити - это начало осознания качеств вашей уникальности. Познав эти качества, вы поймете, как правильно заботиться о себе и как выявлять уникальную природную красоту в себе. Пракрити не меняется в течение жизни, за исключением очень редких случаев, когда происходит изменения в генах. Но существует еще, так сказать, "конституция данного момента", которая отражает состояние здоровья в текущий момент и называется викрити. У человека с безупречным здоровьем викрити совпадает с пракрити. Но скорее всего в связи с тем, что викрити отражает все аспекты питания, образа жизни, эмоции, возраст, влияние окружающей среды и т.д. (то есть те аспекты, которые скорее всего не находятся в гармонии с вашей пракрити), разница будет налицо. Наличие такой разницы может быть установлено врачом,практикующим аюрведу, после внимательного осмотра пациента и изучения пульса. Именно знание разницы между пракрити и викрити дает врачу точную информацию, на основе которой он составляет программу восстановления здоровья.

   Чтобы лучше понять, что такое пракрити, нужно сначала понять, как в аюрведе воспринимается тело. Считается, что человек принимает определенную физическую форму в результате взаимодействия трех дающих жизнь энергий. Эти энергии называются дошами: вата, питта и капха. Их можно рассматривать просто как врожденные сведения о теле: это невидимые силы, которые регулируют все функции тела, определяя его внешние очертания, процессы метаболизма, реакции на различное окружение и даже наши мысли и чувства.

       Например, влияние капхи вызывает у человека слюноотделение, когда он голоден, и побуждает его принимать пищу, вата облегчает процесс проглатывания пищи, а питта делает возможным ее переваривание. Таким образом, становится ясно, что совместная гармоничная работа дош, благодаря которой тело использует свой максимальный потенциал, жизненно необходима. Соответственно нарушение баланса дош  рассматривается в аюрведе как главная причина физических и психических недомоганий.

      Физическое тело - это комбинация двух типов субстанций:

  постоянные субстанции, или субстанции, составляющие часть тела. Они называются "дхату". Это то, что нам известно как Плазма (раса), Кровь (ракта), Плоть (мамса), Жир (меда), Кость (астхи), Костный Мозг (маджа), Нервы и Репродуктивная ткань (Шукра); непостоянные субстанции, то есть субстанции, покидающие тело. Они называются как "малы". Это продукты жизнедеятельности организма: кал, моча, пот.

   В теле присутствует агни, "огонь", регулирующий все процессы метаболизма. Агни  трансформирует внешнее, принимаемое нами внутрь, в то, что становится частью нашего тела или приобретенным опытом. Например, агни не только регулирует процессы пищеварения и создания тканей, но также, в менее явной форме, присутствует в уме, где жизненный опыт трансформируется во впечатления и воспоминания.

      Достижение гармонии и здоровья всего организма (дош, дхату, мал и агни) - основополагающий принцип аюрведической терапии и, достигнув его, можно реализовать врожденную индивидуальную красоту тела.

 

                                               ОПИСАНИЕ   ДОШ


   Древняя аюрведа рассматривает людей с точки зрения классификации их на пять телесных типов в зависимости от доминирующего в их конституции элемента. Но так как Эфир по сути инертен, а Земля - твердое основание для всего сущего, эти два элемента считаются большей частью пассивными. Активными, подвижными, изменяющимися элементами являются Воздух, Огонь и Вода.

      В аюрведе эти три активных элемента обьединяются в принцип трех  дош.

                              Вата представляет Воздух и Эфир;

                                    Питта - Огонь и Воду;

                                    КапхаВоздух и Землю.

     Вата, Питта и Капхаэто фундаментальные понятия аюрведы. Концепцию человеческой природы в зависимости от преобладания желчи, крови или слизи, которую мы находим в европейской медицине прошлого, можно рассматривать скорее всего как один из многих плодов аюрведы.

  В момент зачатия комбинация и пропорции ваты, питты и капхи определяются генетикой, характером питания, образом жизни и эмоциональным состоянием родителей. Лишь немногие счастливцы рождаются со сбалансированной конституцией, где все три доши равны по колиличеству и качеству. Эти люди одарены хорошим здоровьем и отличным пищеварением. Однако у большинства людей преобладают одна или две доши и, чтобы достичь оптимального здоровья, им нужно вести подходящий образ жизни и соотвественно питаться.

 Все люди обладают пракрити одной из семи комбинаций ваты, питты и капхи (В, П, К, ВП, ВК, ПК, ВПК). Например, человек может быть по большей быть по большей части капха с более слабыми проявлениями питты и с малым количеством ваты, что в аюрведе будет записываться как В1П2К3. Другой может иметь одинаковые количества проявлений питты и ваты и малое количество капхи, что будет записано как В3П3К1. Цифры указывают на относительные пропорции каждой доши.

                        ВАТА

 

 Санскритский термин "вата" просходит от глагола "ва", что означает "нести" или "двигаться". Таким образом, "вата" - это движущее начало, которое регулирует всю деятельность в организме, начиная с количества мыслей, возникающих в голове человека за одну минуту, и кончая эффективностью продвижения пищи по вашему кишечнику. Свойства ваты обуславливают радость, счастье, творчество, речь, чихание, процессы выделения из организма и т.д. Именно в ведении ваты находится эссенция жизни - кислород, или прана. Таким образом, когда вата покидает тело жизнь останавливается.

  Вате присущ вяжущий вкус, по свойствам она сухая, легкая, холодная, грубая, подвижная и ясная. Как эти свойства отражаются в строении людей вата-типа, показано в нижеприведенной таблице.

 

КАЧЕСТВА                                                                                                        ПРОЯВЛЕНИЕ     

 

 Сухая                           сухие кожа, волосы, губы, язык; сухой толстый кишечник с тенденцией к запорам; хриплый голос

 

Легкая              легкие мышцы, кости, тонкое телосложение; непродолжительный, поверностный сон; худоба

 

Холодная              холодные руки, стопы, плохая циркуляция крови; не выносит холода и любит тепло; регидность мыщц

 

Шершавая               грубая, потрескавшаяся кожа, неровные ногти, волосы, зубы; хруст в суставах

 

Тонкая                 страх, тревого, неуверенность; "гусиная кожа", эпизодические подергивания мышц, легкий тремор; хрупкое телосложение

 

Подвижная            быстро ходит и говорит, любит делать несколько вещей      одновременно,

                             беспокойные глаза, брови, руки и ноги, неустойчивые суставы, видит много 

                            снов, любит путешествовать, но не остается подолгу на одном месте;измен-

                             чивое настроение, шаткие религиозные убеждения

 

Ясная                     способности к ясновидению; мгновенно понимает и тут же забывает; ясный

                             открытый ум, часто испытывает чувства пустоты и одиночества

 

Вяжущая                 ощущение сухости и першения в горле; часто возникает икота, отрыжка; лю-

                             бит маслянистые, густые супы; жаждет сладких, кислых, соленых вкусовых

                             ощущений.

 

                     ПИТТА


  Слово питта происходит от санскритского слова "тапа", что означает "греть, нагревать". Питта представляет в теле огненное начало. Буквально все, что поступает в тело,должно быть переварено или "приготовлено", начиная от вида начиная от вида молодого месяца и кончая попавшей в рот ягодной земляники. Есть немало пищи, например рис, которую сначала надо приготовить вовне, прежде чем телесный огонь сможет начать ее переваривание. Как и пищеварительный огонь, питта - это ферменты и аминокислоты, играющие главную роль в обмене веществ.

  Вот лишь несколько функций питты: регулирует температуру тела путем химических преобразований пищи, вызывает аппетит, жизненоспособность, управляет способностью познавать и воспринимать. Вышедшая из равновесия питта проявляется в виде гнева, ненависти и осуждения всего окружающего.

                                       

 

     

       КАЧЕСТВА

           

                    ПРОЯВЛЕНИЯ

       

         

         Горячая

сильный пищеварительный огонь; хороший аппетит; температура тела несколько выше нормы; не выносит жару; седые волосы с высоко расположенной границей волосяной части головы или лысиной; мягкие коричневые волосы на теле и лице

 

 

        Острая

острые зубы, проницательные глаза, заостренный нос и подбородок, сердцевидная форма лица; хорошие процессы всасывания и пищеварения ; цепкая память, сообразительность; непереносимость тяжелой работы; раздражительность
         Легкая легкое/среднее телосложение; непереносимость яркого света; светлая красивая кожа, блестящие глаза
      Маслянистая мягкие жирные кожа, волосы, кал; не любят жирной жаренной пищи (которая может вызвать головную боль)
         Текучая жидкий, неоформленный стул; мягкие изящные мышцы; повышенное выделение мочи, пота и количество потребляемой воды
Распространяющаяся возбужденная питта проявляется в виде сыпи, акнэ, воспаления по всему телу или в пределах пораженных участков; люди питта-типа стремятся к тому, чтобы их известность распространилась на всю страну
        Кислая повышенная кислотность желудочного сока, кислотная PH; чувствительные зубы, повышенное слюноотделение
       Горькая горький вкус во рту, тошнота, рвота; отвращение к горькому вкусу; цинизм
         Едкая изжога, характерные ощущения жжения в общем; сильные чувства ненависти и гнева
        Пахучая неприятный запах из-под мышек, изо рта, от подошв ног, вонючие носки
         Красная краснеющие при волнении кожа, щеки, глаза, нос; красный цвет возбуждает питту
        Желтая желтоваты белки глаз, кожа, моча и кал; предрасположенность к желтухе; избыточное образование желчи, желтый цвет увеличивает питту

 

                          КАПХА

  Слово "капха" складывается из двух санскритских корней "ка", что означает вода, и "пха", что означает "пышно расти", "цвести", "процветать". Природа капхи обусловлена также Землей, таким образом, Земля и Вода определяют ее свойства. Капха заключает в себе все наши клетки, ткани и органы. Молекулы капхи стремятся соединиться, чтобы сформировать компактное целое и придать телу округлые формы. Смазывание суставов и омывание органов, сильные мышцы и кости, клеточная секреция и сохранение памяти - все эти части, за которые отвечает капха.

 

 

   К А Ч Е С Т В А              П Р О Я В Л Е Н И Я

                     

                     Тяжелая

тяжелые кости, мышцы, крупное телосложение;

тенденция к лишнему весу;

приземленность; глубокий низкий тембр голоса

 Медленная  медленная походка и манера разговора; медленные процессы пищеварения и обмена веществ; замедленность движений и жестикуляции
 Прохладная

холодная липкая кожа; стабильный аппетит и потребность в воде при замедленных процессах обмена веществ и пищеварения; частые повторные простудные заболевания,

заложенность дыхательных путей и кашель; тяга к сладкому

 Жирная жирная кожа,волосы и кал; хорошо "смазанные", подвижные суставы и другие органы 
 Водянистая явления застоя, заложенность в грудно клетке, синусах, горле и голове 
 Гладкая гладкая кожа; ровный спокойный характер; гладкие очертания тела
 Твердая

 плотные прослойки жира; толстая кожа, волосы, ногти, плотный кал;  полные, округлые части тела

 Мягкая

мягкая привлекательная внешность; любовь, заботливость, сострадание и доброта

 Статичная любят посидеть, ничего не делая, поспать 
 Вязлая вязлые, клейкие, связывающие свойства делают органы и суставы крепкими, компактными; любят обьятия; крепко привязываются в любовных и других отношениях
 Мутная  в ранние утренние часы неясность и затуманность ума; часто нуждаются в кофе как стимуляторе, чтобы начать день
 Сладкая

анаболическое действие сладкого вкуса стимулирует образова-

ние спермы и количество сперматозоидов, сильное сексуальное

влечение и желание иметь детей; при расстройствах капхи может иметь место патологическая тяга к сладкому 

 Соленая

хорошие усвоение, рост, энергия; поддерживает осмос; при неправильном функционировании может возникнуть патологическая тяга к соленому, задержке воды в организме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шанк-Пракшалана

Мы, жители мегаполисов, не имея элементарного выбора качественных и здоровых продуктов, вынуждены неправильно питаться. Очевидно, что экологический фактор, да и различные стрессы, вошедшие, уже как норма в нашу повседневную жизнь, потакают образованию в организмах ядов и всевозможных токсинов.

Накапливающиеся в кишечнике шлаки являются благоприяной пищей для гнилостных бактерий, которые конкурируют с нормальной микрофлорой кишечника, постепенно вытесняя ее. И, как следствие, мы имеем дефицит многих витаминов и микроэлементов, продуцируемых нормальной микрофлорой, и аллергические реакции организма в ответ на агрессивные чужеродные белки гнилостной микрофлоры. Всасывающиеся в толстой кишке яды попадают в печень, и через некоторое время она перестает с ними справляться. Нарушается структура желчи, появляется камни в желчном пузыре. Если желудочно-кишечный тракт не справляется со своей работой, то нагрузка начинает падать и на другие выделительные системы. В начале избыток токсинов принимает на себя респираторная система, и мы это ощущаем в виде частых простуд, хронических ринитов, синуситов, ангин. Затем наступает очередь почек, как результат - склонность к камнеобразованию, пиелонефритам и даже более тяжелым заболеваниям. Четвертой может страдать выделительная система кожи. Появляется частый фурункулез, гнойничковые высыпания типа угревой сыпи. Кожа становиться более грубой, легко ранимой и поддающейся радражениям, вплоть до кожного зуда. Внутреняя интоксикация часто является основной причиной дерматитов - воспалительных кожных заболеваний. На коже преждевременно могут появляться признаки старения.

Все это вместе взятое приводит к нарушению функций иммунной системы, обеспечивающих защиту от факторов внешней и внутренней агрессии. При нарушении иммуной ситемы организм становится беззащитным и поэтому заселяется паразитарными колониями - вирусами и бактериями. И в итоге, хронические болезни становятся неотьемлемой частью организма,поскольку сам преодолеть их он бывает не в состоянии.


                                  СВЕДЕНИЯ  О  ШАНК-ПРАКШАЛАНЕ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ

 

В практиках хатка йоги существуют специальные методы по очищению тела,известные ка Шаткармы:

Нети - процесс промывания и очищения носовых проходов (существуют различные методы)

Наули - очень эффективный способ укрепления органов брюшной полости путем массирования их особым образом.

Басти - методика промывания и тонизирования толстой кишки.

Капалабхати - методика очищения передней доли головного мозга,состоящая из трех простых техник.

Трактака - практика пристального созерцания обьекта. Развивает силу сосредоточения, а также пробуждает духовные силы, скрытые внутри каждого из нас. Тратака укрепляет глаза и оптические нервы.

Дхаути - большой выбор техник очищения пищеварительного тракта. Эта система включает в себя также очищение глаз, ушей, зубов, языка и кожи головы.

Техники Дхаути описаны в Гхеранда Самхите: "Из всех Дхаути-Варисара наилушая. Кто старательно выполняет ее, тот очищает свое тело и достигает сияющего божественного тела." Варисара Дхаути также известна под именем Шанк-Пракшалана. Вари (санскр.vaari) - это вода, сара (санскр.saara) - энергия, субстанция.

Технически процедура состоит из питья подсоленой воды, выполнении серии специальных упражнений, проталкивающих воду через пищеварительный тракт вплоть до ее эвакуации через задний проход, и соблюдении предписаний о последующей диеты, обеспечивающей формирование первозданной микрофлоры. Шанк-Пракшалана улучшает состояние здоровья всего организма.

 

Тадасана - Поза горы.Развивает прямые мышцы живота и укрепляет кишечник.Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей и устраняет скученность спинных нервов в местах их выхода из позвоночного столба.Если выпьете 6 стаканов воды,а потом сделаете 100 шагов в тадасане,вы сможете избавиться от хронического застоя в кишечнике.Практика этой асаны полезна в течение первых шести месяцев беременности.
Тирьяка-тадасана - Поза дерева,гнущегося под напором ветра.Эти движения открывают привратник желудка,и при каждом наклоне часть воды из желудка проникает в двенадцатиперстную кишку и тонкий кишечник.
Кати-чакрасана - Вращение талии.При поворотах вода продолжает проходить из двенадцатиперстной кишки и течь по тонкому кишечнику.Эта асана тонизирует талию,спину и тазобедренные суставы.Она устраняет скованность в спине,дефекты осанки и жировые отложения в области талии.
Тирьяка-бхуджангасана - Поза поворачивающейся кобры.Эта поза является панацеей при повреждениях позвоночника.В случаях незначительного смещения позвоночных дисков эта поза возвращает диски в нормальное положение.Тонизируется вся позвоночная область,полностью раскрывается грудь.Поза кобры оказывает благотворное действие на надпочечные железы,усиленно снабжая их кровью.Она особенно полезна женьщинам,страдающим нарушениями функций или заболеваниями яичников и матки.Поза кобры регулирует тепловой обмен в организме,а также препятствует скоплению газов в кишечнике.
Удара-каршанасана - Массаж живота.Практика этой асаны очень полезна при заболеваниях брюшной полости;она массирует мышцы и органы абдоминальной области.Страдающие запорами должны регулярно выполнять эту асану.

Аюрведические секреты кулинарии

"Пока отсутствует гармония с природой и нашей конституцией,

мы не можем рассчитывать на исцеление, Аюрведа дает нам ключ"


                                                                 Давид Флроули

 

Согласно аюрведе, основой красоты является отличное пищеварение и усвоение пищи наряду с регулярным выведением отходов из организма. Эти процессы являются краеугольным камнем для сильного, гармоничного и красивого существа. Вместе они отвечают за чистую кожу, сияющие глаза,блестящие волосы, крепкие ногти, жизненню силу, ясность и мягкую, сострадательную натуру. Любая плохо переваренная пища, как хорошо бы она ни была, вырабатывает токсичные отходы, называемые ама. Ама, в свою очередь, засоряет организм, препятствуя хорошему пищеварению, а также блокируя жизненные каналы и затуманивая ум, что еще более усложняет проблему.

  Хорошее пищеварение достигается разумным выбором продуктов, их умелым приготовлением и внимательным отношением к процессу принятия пищи.

 

                                             П Р Я Н О С Т И   И   Т Р А В Ы


 

Аюрведическая кулинария немыслима без использования пряностей, трав и приправ. Пряностями служат корни, кора и семена некоторых растений, которые используют либо целиком, либо в измельченном виде, либо ввиде порошка. Травы - это свяжие листья или цветы. А в качестве приправ используют такие вкусовые добавки, как соль, сок цитрусовых, орехи и розовую воду.

Именно в искусном подборе специй и трав,которые помогают выявлять скрытые вкусовые оттенки обычных продуктов и создавать неповторимые вкусовые и ароматические гаммы, и заключается неподрожаемое своеобразие аюрведической кухни.

Пряности и травы, "драгоценности аюрведической кухни", не только делают пищу вкусной, но и облегчают ее пищеварение. Большинство специй обладает целебными свойствами. Куркума, например, обладает мочегонными свойствами и очищает кровь, кайенский перец стимулирует пищеварение, а свежий имбирь оказывает на организм тонизирующее действие.

Искусство применения специй заключается в умении делать масалу (смесь специй). Повар, умеющий составлять смеси пряностей и трав, может придавать повседневной пище бесконечное разнообразие, каждый день готовя новые блюда, каждое из котрых будет иметь свой неповторимый вкус и аромат.

Пользуясь различными комбинациями специй, даже блюду из обычного картофеля можно сообщить великое множество оттенков вкуса.

Для нас, жителей северных стран, пряности и травы подобны аккумуляторам солнечной энергии и витаминов, которых нам так не хватает, в особенности, весной.

 

                 П Р А В И Л А     А Ю Р В Е Д И Ч Е С К О Г О   П И Т А Н И Я

 

  • Перед едой всегда мойте лицо, руки и, если возможно стопы.
  • Никогда не ешьте перед восходом и после  захода солнца. Если вас приходится есть после захода солнца, избегайте кислой пищи и продуктов, содержащих кислоту.
  • Перед едой немного помедитируйте или предложите свою благодарность Богу, чтобы повысить тонус и усилить наслаждение пищей.
  • Всегда ешьте и пейте сидя.
  • Не разговаривайте и не смейтесь за едой - вместо этого старайтесь полностью сосредоточить внимание на вкусе  и аромате пищи.
  • Если вы желаете похудеть - пейте перед едой, если хотите поддерживать вес тела - пейте во время еды, а если хотите поправиться - пейте после еды.
  • Напиток не должен быть слишком горячим или слишком холодным. Вода и другие напитки должны быть теплыми.
  • Никогда не ешьте одновременно горячую и холодную пищу.
  • Ешьте только когда вы голодные (то есть когда пища,принятая накануне уже переварилась). Как правило, промежуток между приемами пищи должен составлять 6 часов.
  • Никогда не ешьте, сидя лицом на юг - это выветривает энергию и вызывает гнев. (Лучше всего сидеть лицом на восток).
  • Никогда не ешьте невкусную пищу. Это вызывает в организме реакцию оторжения.
  • Всегда ешьте в спокойной и приятной обстановке и из чистой посуды.
  • Пища должна быть горячей и свежей. Подогретая и консервированная пища создает газы в кишечнике.
  • Есть нужно не слишком быстро и не слишком медленно. Не торопитесь и в то же время не спите за тарелкой.
  • Не увлекайтесь слишком жирной или слишком сухой пищей.
  • При любом удобном случае смейтесь после еды. Это помогает пищеварению.
  • Никогда не спите в течении 2-х часов после еды - это плохо отражается на состояние ума и пищеварительной системы.
  • После еды мойте руки, лицо, глаза и полоскайте рот ( при возможности, почистите зубы).
  • В течении 2-3 часов после плотного обеда старайтесь избежать напряженной умственной или физической работы.
  • Помочитесь после еды, но, если возможно, не опорожняйте кишечник в течении 3-х часов после еды. (По этой причине рекомендуется не есть до ежедневного опорожнения кишечника).
  • Никогда не пейте слишком горячее молоко перед сном (только теплое).
  • Ешьте не больше 1-2 раза в день: завтрак должен быть легким, а обедать, если возможно, нужно до захода солнца.

 

                                  ВРЕДНЫЕ  ПРИВЫЧКИ  В  ПИТАНИИ


  1. Переедание.
  2. Новый прием пищи вскоре после обильной еды.
  3. Употребление слишком большого колическтва воды  во время еды или, наоборот, не употребление совсем.
  4. Употребление очень холодной, ледяной воды вообще и особенно во время еды.
  5. Употребление пищи при запоре.
  6. Прием пищи в слишком ранее или слишком позднее время суток.
  7. Употребление тяжелой пищи в больших количествах или прием легкой пищи в слишком малых количествах вместо полноценного приема пищи.
  8. Запивание еды фруктовыми  соками или употребление фруктов вместе с основной едой.
  9. Употребление пищи без ощущения голода.
  10. Употребление пищи как средства улучшения эмоционального состояния.
  11. Употребление продуктов,несовместимых друг с другом.
  12. "Перекусывание" в промежутках между трапезами.

 

 

                       

 

Аюрведические секреты красоты

Аюрведа учит, что здоровье достигается с помощью баланса трех тонких энергий, известных как вата, питта, капха. Эти энергии несут ответственность за существование всех форм материи (капха), силу и направление, в котором они движутся (вата), и трансформации, которым они подвергаются (питта). Поскольку все формы жизни обладают этими качествами, целью аюрведы является гармонизация этих сил, что приведет к развитию всех трех аспектов - физического, эмоционального и духовного. Все аюрведические практики лечения направлены на восстановление баланса этих сил, а не на устранение последствий его нарушения. Следовательно, аюрведа сосредоточивает внимание на причинах болезней, а не на их проявлениях. А так как каждому человеку присущ особый, свойственный только ему баланс этих трех сил, аюрведические практики не беспорядочны,а индивидуальны и специфичны. Эффективность такого подхода неизменно подверждалась на протяжении столетий, и теперь аюрведические лечебные режимы используются и совершенствуются во всем мире. Это, возможно, и служит причиной того, что аюрведа считается  "матерью медицыны"

   Наряду со знаниями об использовании хирургических методов и сильнодействующих лекарств аюрведа содержит целостную систему ежедневных практик по уходу за здоровьем: диета, физические упражнения, медитация, использование трав и практики по омолаживанию организма. Это не просто практики для облегчения протекания болезни. Они составляют неотьемлемую часть всего процесса исцеления болезни. Многие из этих практик были приняты на вооружение западными целителями, которые трансформировали их в соответствии с требованиями западной культуры и изменением  экологической ситуации. Поскольку такие трансформации согласуются с аюрведическими требованиями, их следует ценить за тот вклад, который они внесли в развитие аюрведы в ХХ веке. Это является показателем жизнеспособности и гибкости "матери медицыны".


"Когда мы тратим время на себя, это значит - мы  любим себя и можем распространить эту любовь на свою семью и окружающий нас мир. Мы создаем внутри себя гармонию, которая освещает всех, кто встречается на нашем пути".

                                                                                                     Мардж Кампиан,директор журнала "Делишес"


Трудно не улыбаться после аюрведического массажа лица. Этот сложный массаж активизирует глубокие мозговые центры, точки и энергетические меридианы и кровообращение, что положительно отражается на всем теле. Снимается напряжение в шее, плечах и лице, и энергия гармонизируется от головы до пальцев ног.

 

АБХЬЯНГА

 

 



Очень приятный массаж всего тела с достаточно большим количеством специально для Вас подобранного теплого лекарственного масла, обогащенного травами и эфирными маслами. Питает и омолаживает кожу и глубокие ткани тела, а также освобождает клетки от токсинов. Масляная смесь проникает глубоко в клетки, где растворяет и вымещает накопленные токсины в межклеточное пространство, откуда они удаляются естественным путем или с помощью дополнительных процедур. Например, при целлюлите Абхьянга позволяет расщепить и вывести трудно растворимые токсины из жировых клеток и вернуть коже гладкость и упругость. 

Абхьянга имеет более глубокое и обширное влияние на здоровье человека, чем обычный массаж, за счет особой техники глубокой и естественной гармонизации тела, эмоций и психики. Эта техника включает в себя воздействие на особые точки - Мармы - являющиеся местами накопления энергии и непосредственно связанными с различными органами и системами человеческого тела. 

Благодаря целебным смесям эфирных масел и трав Абхьянга помогает заживить психологические «раны» после воздействия агрессивной внешней или саморазрушительной внутренней энергии; устраняет дефекты ауры после перенесенных болезней, при публичном образе жизни и психоэмоциональных перегрузках; устраняет беспорядочный и бесконтрольный отток энергии; утончает и возвышает чувство любви; приносит покой и умиротворение сердцу. Абхьянга сделает кожу Вашего тела упругой, свежей, бархатистой, подтянутой и гладкой. Индивидуально подобранные эфирные масла и травы помогут исцелить проблемную кожу и вернуть ей первозданный вид. 

Процедура занимает от 80 до 90 минут. Оптимальный курс - от 3 до 14 дней. 

Оздоровительный эффект: 

• Замедление процессов старения
• Растворение и выведение токсинов и шлаков
• Оптимизация циркуляции крови и лимфы в тканях и коже
• Укрепление и питание тканей тела
• Избавление от мышечных спазмов и болей
• Улучшение сна
• Устранение явлений стресса, нервного истощения и напряжения
• Придает гибкость телу и психике
• Усиливает, утончает и возвышает любовное чувство 
• Уплотняет, гармонизирует и осветляет ауру
• Устраняет явления целлюлита
• Омолаживает кожу 
• Делает кожу упругой и гладкой


ШИРОДХАРА


Очень удивительная успокаивающая процедура, при которой теплое лекарственное масло или теплый молочный или водный отвар лекарственных трав тонкой непрерывной струёй льется в центр лба. 

Широдхара приносит состояние, похожее на транс, вызывая поток приятных ощущений, которые глубоко расслабляют самые дальние уголки ума и тела. Происходит «открытие» и смягчение лица и лба, расслабление мимической мускулатуры. Вы вновь обретете «Ваше» лицо, сняв маску негативных эмоций и напряжения, почувствуете высвобождение застоявшейся энергии в теле. Ум прояснится, исчезнет мысленная болтовня и Вам станет легче принимать решения и взаимодействовать с окружающими. Может применяться отдельно, но лучший эффект после Абхьянги. 

Длительность от 90 до 110минут. Оптимальный курс от 3 до 21 дня. 

Оздоровительный эффект: 

• Покой и умиротворение
• Устранение депрессии, тревоги, беспокойств, бессонницы
• Нормализация нейрогуморального статуса
• Раскрытие новых ощущений от жизни
• Улучшение восприятия и кристально чистый разум
• Укрепляет волосы 
• Расслабляет мимическую мускулатуру
• Разглаживает морщины

Как медицинская процедура применяется при эпилепсии, гипертонии, неврастении, гемиплегии и параплегии, бессоннице, астме в течении 7-21 дня.


УБВАРТАН


 

Энергичное втирание смеси сухи трав или травяных паст смешанных с различными видами муки (нутовая, гороховая, овсяная, рисовая, кукурузная, просяная и др.), глинами и эфирными маслами в кожу, с помощью особых массажных движений. Обычно применяется после масляных процедур для снятия излишков масла, иногда как самостоятельная техника массажа

Помимо очищения и питания кожи, этот процесс тонизирует мышцы и уменьшает жировую прослойку, улучшая обмен веществ в мышцах и жировой ткани. Эта процедура очень оживляет и делает кожу гладкой, мягкой, упругой и бархатистой. Происходит удаление ороговевших клеток кожи. Убвартан принесет свежесть, утонченность и новые ощущения от прикосновения к Вашему теле, а также чистоту и свежесть Вашим мыслям и идеям. 

Длительность от 20 до 45 минут. Оптимальный курс от 3 до 28 дней. 

Оздоровительный эффект: 

• Тонизация и подтяжка кожи и мышц после родов или потери веса
• Устранение явлений целлюлита
• Уменьшение веса и жировых отложений
• Омоложение и полировка кожи
• Оживляет и обновляет тактильное чувство
• Выводит токсины из тканей и кожи


ШИРОБХЬЯНГА



Успокаивающий, расслабляющиймассаж головы, лекарственными масляными смесями, которые впитыва-ются глубоко в кожу через корни волос. Питает, смазывает и укрепляет корни волос, предупреждая выпаде-ние и преждевременную седину. Происходит улучшение кровообращения, расслабление и питание мышц и нервных окончаний. Это помогает освежить ум и тело, снять напряжение и усталость и улучшить цвет лица. 

Широбхьянга увеличивает приток кислорода и глюкозы к головному и спинному мозгу, увеличивает прану, тонкий аспект энергии Вата-доша в теле. Энергия поднимается вверх по телу, что помогает при застое в пояснице и малом тазу. Во время этой процедуры массируются марма-точки, что позволяет достичь самых разнообразных оздоровительных результатов, например регуляции гормонального баланса, укрепления печени, снижения артериального давления, улучшение памяти и других эффектов. 

Длительность от 15 до 25 минут. Оптимальный курс от 3 до 21 дня. 

Оздоровительный эффект: 

• Снимает напряжение и головные боли 
• Способствует коррекции деформации верхней части позвоночника
• Проясняет ум и улучшает способность к концентрации
• Лечит перхоть
• Укрепляет волосы и препятствует преждевременной седине
• Глубокое расслабление и смягчение


МУКХАБХЬЯНГА



 


Аюрведический массаж лица с помощью особой техники исполнения и индивидуально подобранных смесей эфирных и лекарственных масел действует локально и рефлексивно: локально он подтягивает и омолаживает кожу лица, а рефлексивно действует на все тело. 

Мукхабхьянга питает и очищает ткани лица, что придает коже лица красивый оттенок и здоровый вид. Поддерживает хороший тонус и эластичность всех слоев кожи, что помогает сохранить молодой контур лица. Снимает напряжение мышц и последствия стрессов, сглаживая морщины и придавая мягкость выражению лица. Придает правильное направление тонким энергиям, снимая напряжение во всем теле, и наполняя его энергией. Вызывает желание заботиться о других, развивает внутреннюю красоту. 

Высвобождает подавленные эмоции, облегчает словесное общение, открывает ум для новых идей и позитивных мыслей, улучшает память. Во время массажа производится воздействие на марма-точки, расположенные на лице, что позволяет улучшить зрение, удалить мешки и темные круги под глазами, влияя на почки, печень и другие органы. 

Длительность от 30 до 60 минут. Оптимальный курс от 3 до 21 дня. 

Оздоровительный эффект: 

• Питает, подтягивает и омолаживает кожу лица
• Очищает ткани и клетки
• Сглаживает морщины
• Снимает напряжение лица и всего тела
• Наполняет тело и ум энергией
• Успокаивает и открывает ум
• Развивает внутреннюю красоту


ПАДАБХЬЯНГА



Очень эффектный массаж стоп с лекарственными маслами. Во время массажа активизируются особые точки - Мармы, что позволяет влиять на многие внутренние органы. Успокаивает, снимает нервное напряжение и усталость ног. Способствует нормализации артериального давления. Очищает и питает кожу. Нормализует деятельность потовых желез на стопах, что снимает излишнюю потливость. 

Длительность от 15 до 30 минут. 
Оптимальный курс от 3 до 21 дня. 

Оздоровительный эффект: 

• Улучшает зрение

• Снимает напряжение и головные боли

• Улучшает сон

• Придает блеск и молодость коже 

• Смягчает кожу на стопах 

• Снимает усталость ног

• Нормализует деятельность потовых желез ст


Пинда Шведана (Наваракичи)

 


Крайне эффективная омолаживающая техника, использующая особо приготовленный состав, туго завернутого в полотняные узелки, пропитанные горячими молочными отварами специально подобранных питательных лекарственных трав с добавлением эфирных масел. 

С помощью узелков тело интенсивно массируется, растирается и прогревается. Узелки постоянно вновь пропитываются горячим отваром. Особое внимание уделяется суставам и Мармам - биологически активным точкам. Кожа очищается от омертвевших клеток, полируется и пропитывается лекарственным составом, что делает её удивительно красивой, сияющей и наполненной жизнью. Особенно эффективно при сухой и усталой коже. Пинда Шведана высвобождает застойную энергию, выводит токсины, улучшает обмен веществ. Снимает сонливость и апатию. Чувства очищаются, задерживается процесс старения. Обычно назначается после Абхьянги. 

Длительность от 45 до 90 минут, курс от 3 до 14 дней. 

Оздоровительный эффект: 

• Задерживает процессы старения
• Тонизирует мышцы и кожу
• Питает ткани тела и нервные волокна
• Высвобождает застойную энергию
• Снимает боль и скованность
• Питает кожу и повышает её упругость
• Полирует кожу

Как лечебная процедура применятся при параличах, артритах, ревматизме, истощении мышечной ткани, рассеянном склерозе, ревматизме, бессоннице, нервных болезнях.

Наука самооздоровления (автор Доктор Васант Лад)

                                                              ОБ  АВТОРЕ


             Доктор Васант Лад уроженец Индии, является практикующим врачом и профессором Аюрведической      

             медицины в течении 20 лет. Последние 10 лет он ведет единственную полную программу по изучению 

             Аюрведы в качестве Директора Аюрведического Института в Альбукирке, Нью Мексико, США.

             Доктор Лад выступает с лекциями по всем Соединенным Штатам и пишет многочисленные статьи об

             Аюрведе.

 

   Веды - источник всего знания человечества. Знания по медицине также являются неотьемлемой частью Вед. Этот раздел Вед именуется Аюрведой.

 В Аюрведе говорится о том, что все болезни проистекают от невежества, а именно существуют три причины болезней: нечистоплотность, неправильное питание, беспокойство. От беспокойства  происходят все психические и психо-соматические заболевания. "Врач может отрицать существование души в физическом теле индивидуальности, но он не может дать жизнь мертвому телу, даже несмотря на то, что все механизмы тела присутствуют после смерти......."

       В современной медицине: 1) нет правильной диагностики заболеваний, потому что в институтах не изучают Аюрведу -древний источник знания в этой области. 2) нет хороших медикаментозных средств, которые на травах.

    Гигиена всех людей от малого  до старого должна пропагандироваться по радио и телевидению. Веды рекомендуют регулярно проводить внутреннее и внешнее очищение. Внутренее очищение - это благостное отношение к Творцу, к людям, к природе.Внешнее очищение - это чистота тела и жилища, всей среды обитания. После солнца: вода - сильнейший источник энергии, холодная вода восстанавливает энергетичексий тонус, устраняет апатию, дистонию и другие заболевания. Гигиена желудочно-кишечного тракта и соответственно заболеваний, связанных с системой пищеварения; неправильная еда.

       В  Аюрведе и другой ведической литературе говорится, что человек по природе своей вегетарианец. Строение челюсти человека соответствует строению челюсти травоядных. Длина пищеварительного тракта травоядных и человека схожа и длиннее пищеварительного тракта хищников. Молочные продукты, горох, фасоль, орехи, изюм заменяют нехватку белков и протеина, о которой говорят противники вегетарианства. Кухня  вайшнавов очень разнообразна, она насчитывает более 500 рецептов. Все вегетарианцы мира подтверждают силу вегетарианства своим здоровьем, физической и интеллектуальной активностью. Один из самых сильных животных - слон, лошадь, корова - травоядные. Выдающейся физик 20 века - А.Эйнштейн - вегетарианец. Единовременный прием пищи должен составлять две пригоршни собственных ладоней плюс вода и воздух.

    Любой раздел Вед говорит о значении воздуха (праны). Только лишь благодаря воздуху тело движется и когда циркуляция воздуха сокращается, возникает множество болезней: параличи, нервные расстройства, сумасшествие и мн.другие. В аюрведической системе эти заболевания излечиваются на основе правильной циркуляции воздуха. Если человек заботится о правильном процессе циркуляции воздуха, такие заболевания не возникнут. Наши действия происходят благодаря активному движению воздуха внутри нас.

   Аюрведа является холистической системой медицины, индийской по происхождению, широко практикуемой в Индии. Слово "аюрведа" - санскритское, означает "наука о жизни". "Аюр" означает  "жизнь" или "повседневная жизнь", а  "веда" означает "знание". Аюрведа была впервые записана в Ведах - древних из сохранившихся текстов мира. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течении более чем 5000 лет.

                                        

                                         Аюрведа  и  потенциал  человека 


  Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, вселенная в себе. Человек - дитя космических сил, внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле взгляды Аюрведы и здоровья и  "болезнь"  принимают во внимание присущюю человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

  Согласно учению Аюрведы, человек обладает четырьмя биологическими и духовными инстинктами: религиозным, финансового преуспевания, воспроизведения рода и инстинктом к свободе. Равновесие, хорошее здоровье основаны на осуществлении этих запросов. Аюрведа помогает здоровому поддерживать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать всего искусства излечения. Практиковать Аюрведу - значит содействовать человеческому благополучию, здоровью и творческому росту.

    Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно уменьшить процессы физического износа и телесного страдания, путем наддлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.